IrkNews в соцсетях:

Обзоры

>>   Город Иркутск
>>   Область
>>   События в мире
>>   Интересно знать
>>   Пресс-релизы

25.02.2015. История ИВВАИУ

Недавние новости о создании Суворовского училища на базе ИВВАИУ навеяли ностальгию по когда-то славному военному инженерному учебному заведению. Мы предлагаем вспомнить его историю, а так же судьбы, связанные с училищем.

История гродка ИВАТУ началась задолго до основания непосредственно авиационного училища. Строения возводились как комплекс новых зданий для военного училища и кадетского корпуса, начиная с 1915 года. Но их строительство прекратилось в год октябрьской революции. Было несколько попыток возродить строительство с 1918 по 1920 годы, но оно снова прекратилось, в результате чего здания начали постепенно разрушаться.

Крутой поворот в истории произошел в 1929 году, когда нарком по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов, находясь в инспекторской поездке в район боев на Китайско-Восточно железной дороге с Китаем, посетил Иркутск. В результате его приезда было принято решение о продолжении строительства и размещении там военной авиационной технической школы, которая станет первой на территории Сибири и Дальнего Востока.

Именно так началась новая веха военного образования в Сибири. В 1931 году начали комплектовать училище постоянным и переменным составом и создавать учебно-материальную базу, а с 1 января 1932 года начались учебные занятия.

Изначально училище носило название четветой Иркутской военной авиационной школы авиамехаников (4-я ВШАТ). Первый выпуск состоялся 1 октября 1932 года, 93 выпускникам присволили воинское звание "командир Рабоче-крестьянской Красной Армии - авиационный техник".

В первое десятилетие существования училища, его личный состав заложил хорошие традиции и создал тот фундамент, который позволил в 1938 году преобразовать его в Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ). Им была проведена титаническая работа: были заново отстроены корпуса, оборудованы учебный аэродром, аудитории, мастерские, лаборатории и казармы. 

Весьма значительный вклад внесли преподаватели и выпускники училища в годы Великой Отечественной Войны. В первые же ее дни весь учебный процесс был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Училище было преобразовано в Иркутскую военную школу авиационных механиков (ИВШАМ). Вводится сокращенная программа обучения, резко увеличивается набор курсантов и расширяется объем учебного времени для максимально быстрого овладения навыками авиацинного техника в условиях, приближенных к военным.

В течение всей войны курсанты работали на оборонных предприятиях Иркутска: авиационном и патронном заводах, а так же Иркутском заводе тяжелого машиностроения (ИЗТМ). За годы войны благодаря их усилиям были отремонтированы 77 самолетов и 299 двигателей. 

В 1942 году, по приказу командования, на фронт были направлены два подразделения курсантов под командованием командиров батальона Г.А. Павлова и В.И. Самодая. Они учавствовали в боях под Сталинградом, а позднее - в разгроме японской Квантунской армии на территории Китая, в результате которого Япония лишилась реальных сил и возможностей для продолжения Советско-японской войны.

Среди выпускников училища, проявивших себя в годы Великой Отечественной Войны были:

  • В.Г. Киселев, обслуживавший самолет, на котором совершал свои подвиги трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин;
  • А.А. Власевский, воевавший в составе авиационного полка «Нормандия-Неман», обслуживая самолет будущего генерала ВВС Франции Пьера Пуйяда;
  • В.Ф. Цветков, готовивший к бою самолет И-16 Героя Советского Союза В. Талалихина, на котором был совершен первый в истории авиации ночной таран в небе Москвы с 6 на 7 августа 1941 года;
  • С.И. Озеркова, закончившая войну в Германии старшим инженером женского авиационного полка.

13 выпускников училища в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза: А.П. Рубцов, Н.Д. Миоков, К.В. Новоселов, В.Ф. Дураков, С.X. Марковцев, М.И. Рыбак, В.А. Земских, А.И. Белоус, И.Е. Середа, И.К. Сачко, М.П. Цисельский, Н. Д. Пахотищев , В.Р. Евсеенко. Подполковнику в отставке Виктору Петровичу Зубову в год 50-летия Победы за боевые заслуги в годы войны присвоено звание Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы проводились работы по созданию современной учебной материальной базы для изучения курсантами реактивных авиационных двигателей. 10 января 1949 школа авиамехаников была вновь преобразована в ИВАТУ. В мае 1949 состоялся первый послевоенный выпуск офицеров, младших техников-лейтенантов, прошедших ускоренный курс по подготовке специалистов по реактивной технике.

С 1949 по 1975 года училище являлось самым крупным средним авиационно-техническичесим учебным заведением в СССР. В 1953 срок обучения был увеличен до трех лет. В пятидесятых годах училище получило первые реактивные самолеты: Су-9, Су-15, Ил-28 и Миг-15, позже – Ту-16.

Активно создается учебно-материальная база, за счет чего ИВАТУ преобразуется в 1975 году в Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ).

В этом году был осуществлен первый набор курсантов на факультет пилотируемых летательных аппаратов, а в 1976 году - на факультет оборудования пилотируемых аппаратов. В 1987 году открыт факультет авиационного радиоэлектронного оборудования. В 1992 году образован четвертый факультет - авиационного вооружения.

За заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года училище награждено орденом Красной Звезды.

С 1975 по 1995 год построены новая курсантская столовая, лазарет, два общежития для курсантов и здание кафедры инженерно-авиационной службы. Переоборудован аэродром и пострено здание технико экспуатационной части. Появился жилой городок для семей офицерского состава.

В октябре 1993 года для доучивания слушателей-заочников, расформированного Рижского ВВАИУ, в Иркутском училище создается факультет заочного обучения, который позволил десяткам офицеров из строевых частей окончить высшее военное учебное заведение и получить диплом авиационного инженера. В эти же годы ИВВАИУ приняло для продолжения обучения курсантов бывшего Харьковского, Рижского и Киевского авиационных инженерных училищ. В 1995 году создается Авиационный лицей, готовящий будущих кандидатов для поступления в ИВВАИУ.

В 1998 году училище преобразуют в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ), а в 2004 году возвращают прежнее название - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище.

В декабре 2008 года Министерство обороны, в рамках реформы военного образования, направленной на сокращение числа системообразующих вузов, принимает решение о переносе Иркутского высшего военного авиационно-инженерного училища в Воронеж, объединив его с Воронежским авиационным училищем.

В январе 2009 года курсанты и преподавательский состав спешно передислоцируются. В Иркутске проходят митинги протеста. Брошенная на учебном аэродроме техника  постепенно разворовывается.

Некоторое время на территории бывшего училища размещалась специальная бригада армейского спецназа, но вскоре она была передислоцирована в Новосибирск. С тех пор корпуса и казармы остались фактически брошенными. Многократно за эти годы там вспыхивали пожары, выбивались окна, помещения приходили в негодность.

Два года назад впервые были озвучены планы по созданию на базе ИВВАИУ Суворовского училища, и, в итоге,24 февраля губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко на выездном заседании регионального правительства в Нижнеудинске, сообщил, что территория бывшего военного городка ИВВАИУ перешла в региональную собственность и там будет открыто Суворовское училище.

Олег Царегородцев, IrkNews.ru


Поделиться
Просмотров: 2397 Комментариев: 11

Добавить комментарий:

Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Картинка Текст на картинке:

Актуальное


06.07.2015
09.07.2015
06.07.2015

Это интересно


08.07.2015
06.07.2015
03.07.2015
Разработка © Интернет-Инновации
copyright © 2007-2015, IrkNews.Ru, перепечатка разрешается только со ссылкой на источник Яндекс.Метрика